57 Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности 505 Такое представление данных допускает, как минимум, два способа построения обобщений: 1) по столбцам (признакам личности) и 2) по строкам матрицы дан]ных (группировкам испытуемых). Обобщение данных путем группировки признаков (по столбцам) состоит в вы]делении групп тесно связанных признаков при помощи методов факторного ана]лиза. Факторный анализ представляет собой систему моделей и методов для пре]образования исходного набора признаков в более простую и содержательную фор]му. Он базируется на предположении, что наблюдаемое поведение испытуемого может быть объяснено с помощью небольшого числа скрытых характеристик, на]зываемых факторами. На рис. 21.1. схематически проиллюстрирован принцип выделения черт. Предположим, что у нас имеется определенная матрица данных (А-В), в которой учтены все испытуемые и все изучаемые нами психологические характеристики. Данную матрицу с помощью факторного анализа мы разбиваем по столбцам на подматрицы. В результате получаем некоторый набор вертикаль]ных полосок (Ь). Каждая из таких полосок, или подматриц, содержит ин4юрма-цию по всем испытуемым, но не по всем признакам, а лишь по группе тесно корре]лирующих (взаимосвязанных) характеристик. Эти взаимосвязанные характерис]тики содержат информацию о какой-то более обобщенной характеристике. Поэтому все характеристики, вошедшие в одну вертикальную полоску, или стол]бец, могут быть заменены интегральным для них признаком фактором. В ре]зультате имеющуюся у нас матрицу данных благодаря замене близких характери]стик на обобщенные признаки мы можем «сжать», или упорядочить. Что это дает для экспериментальных исследований? Всю информацию о психике человека мы можем передать в виде вербальных характеристик, например «добрый», «злой», «веселый», «грустный» и др. Чем бо]гаче язык, тем больше характеристик личности мы можем назвать. Вполне веро]ятно, что многие характеристики близки между собой. Поэтому, используя фак]торный анализ, мы систематизируем семантическое пространство, получаем не]кую экспериментальную структуру личности. Обобщение данных путем группировки испытуемых (по строкам) представляет собой группировку испытуемых по степени их близости в пространстве измеряе]мых признаков. В данном случае осуществляется группировка не по признакам, Рис. 21.1. Принципиальная схема выделения черт личности с использованием математических методов. Объяснения в тексте 506 Часть IV. Психические свойства личности Рис. 21.2. Принципиальная схема выделения типов испытуемых с использованием математических методов. Объяснения в тексте а по принципу близости испытуемых (рис. 21.2). Существуют два основных вари]анта постановки задачи группировки испытуемых: 1) группировка испытуемых на незаданные группы; 2) группировка испытуемых на заданные группы. 1. ^ Задача группировки испытуемых на незаданные группы. Этот вариант задачи формулируется следующим образом: имеется многомерное психологическое опи]сание выборки испытуемых и требуется осуществить их разделение на однород]ные группы, т. е. такое разделение, при котором в составе выделенных групп ока]зались бы испытуемые, похожие по психологическим характеристикам. Такая по]становка задачи соответствует интуитивным представлениям о типе личности. 2. ^ Задача группировки испытуемых на заданные группы. При решении этой за]дачи предполагается, что имеются результаты многомерного психологического обследования нескольких групп испытуемых и о каждом испытуемом заранее из]вестно, к какой группе он принадлежит. Например, в задаче профотбора это могут быть группы хороших и плохих специалистов, при исследовании полового димор]физма это испытуемые разного пола, при педагогических исследованиях это группы школьников, различающихся по успешности обучения, дисциплинирован]ности, общественной активности, возрасту и т. п. Задача заключается в том, чтобы найти правило разбивки испытуемых на за]данные группы по психологическим характеристикам. Существует еще один способ группировки данных это методы одновремен]ного выделения черт и типов. В большинстве психологических исследований раз]рабатывается какой-либо один подход на базе черт или типологический. Вместе с тем представляется перспективным их объединение. Объединение этих двух подходов предполагает одновременное выделение черт и типов. С этой целью мо]гут быть использованы методы «лингвистического анализа» данных, основанные на использовании комбинаций моделей факторного анализа и автоматической классификации. В рамках данного подхода разработано два вида Комбинаций совместного ис]пользования факторного анализа и автоматической классификации: прямая и об]ратная комбинации. При прямой комбинации методами факторного анализа вна]чале производится группировка признаков, а затем с помощью методов автомати]ческой классификации в каждой выделенной группе параметров осуществляется ^ Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности 507 Имена ^ Олпорт Гордон Уиллард (1897-1967) американ]ский психолог. Инициатор разработки системного под]хода к изучению личности. Разрабатывал теорию лич]ности на основе понятий «Я» и «самоактуализация». Последнее обозначает стремление личности к дости]жению чего-то осмысленного и значительного в жиз]ни. Показал, что мотивы, имеющие истоком биологи]ческие потребности, при их удовлетворении могут при]обретать достаточно независимый от биологической основы характер (принцип функциональной автономии мотивов). группировка испытуемых. При прямой комбинации мы получаем информацию о факторах и об особенностях распределения испытуемых по каждому фактору. При обратной комбинации вначале используются методы автоматической классификации, и только после этого производится группировка признаков с по]мощью методов факторного анализа в каждом выделенном т
11.19 Mb.Название страница57/66Дата конвертации30.10.2012Размер11.19 Mb.Тип источник
Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности 505
Комментариев нет:
Отправить комментарий